Что такое батик? Роспись по ткани: теория и личный опыт




Что такое батик?

     Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани - батик. Техника батика основана на том, что парафин, резиновый клей или другие виды контуров резервируют отдельные участки ткани от проникновения краски. Проще говоря, создают "каемку", не пускающую краску побежать дальше.
     Все множество существующих техник батика можно разбить на две основные группы. Техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава будет называться техникой "горячего" батика, а технику, где применен резерв или контур, не требующий термического воздействия, называю техникой "холодного" батика.


С чего начать?

     Начало любого батика - натягивание ткани на раму. Рама должна быть из мягких сортов дерева, так как вы в нее будете вставлять кнопки и намного проще, если при этом не потребуются дополнительные усилия. Так же рама должна быть покатой во внутрь, чтобы ткань не прилипала к плоскости дерева той частью, где будет изображение. Если возможности изготовить такую раму нет, рассчитывайте на то, что край рисунка, прикасающийся к рамке, идеальным не будет. Возьмите это в расчет при составлении эскиза. Ткань натягиваем во влажном виде, кнопочки прикалываем в шахматном порядке (так волокна не перетянутся и рисунок не деформируется при снятии с рамы).
     Ткань должна быть тонкой и натуральной. Толстая ткань не пропитается контуром, синтетическая "съест" цвета. В идеале - это шелк. Так же можно использовать шифон, батист и т.д. Чтобы узнать как поведет себя краска на ткани, нужно предварительно опробовать на маленьком кусочке. Можно попросить у продавца перед покупкой отрезать небольшой лоскуточек с кромки, этого вполне хватит для проверки на восприятие цвета.
     Краски должны быть специальные для ткани, жидкие. Есть еще густые покрывные, они тоже используются для росписи ткани, но это совсем другая история. Цена и качество краски зависит от того будет ли изделие стираться после росписи, или же это панно, стационарно весящее на стене. Чаще всего, краски закрепляются под действием высокой температуры.

Как выполняются разные виды (техники) батика?

     Холодный батик выполняется по белой, или слегка протонированной ткани. Все зависит от того, какой цвет Вы хотите видеть не закрашенным. Для начала, на сухую поверхность переносится рисунок. В учебниках советуют это делать простым карандашом, но он оставляет не слишком вкусную серую линию. Я советую наносить рисуок мелом. Белый не будет виден после высыхания резерва вовсе, цветной даст дополнительный эффект. Далее, по перенесенной линии наносится прозрачный резерв или цветной контур - по Вашему желанию и замыслу! Контуры продаются сразу в тюбиках, из которых и наносятся. Резерв наносим через батик-штифт - специальную стеклянную трубочку.
     Когда он полностью подсохнет, делаем проверку на пропускаемость краски- мягкой кистью наносим чистую водичку на область рисунка. Если вы зарезервировали какое-то место не до конца, или резерв где-то плохо пропитал ткань, вода просочится и "перебежит" на другую часть рисунка. Такие места лучше пометить булавочками и пройтись резервом еще раз, когда ткань просохнет. Ни в коем случаи не по мокрому! Такая проверка занимает время, но в результате избавляет вас от неприятностей во время работы.
     Когда качество нанесения резерва проверенно, можно приступать к нанесению краски. Наносить можно как по мокрому, так и по сухому- эффекты разные. По мокрому- покрытие плавное, красочка перетекает цвет в цвет, или тон в тон мягкой растяжечкой. По сухому- граница краски более четкая, можно добиться отдельных линий. До края лучше краску не доводить, чтобы не задеть кистью зарезервированную линию, иначе краска может "перепрыгнуть". До края красочка добежит сама. Вы можете заметить, что после высыхания некоторые краски светлеют (такое вы видели при стирке любой ткани) так что, возможно, придется наносить акценты после высыхания.


     Как уже упоминалось выше, техника в которой вместо резерва мы используем парафин, это техника горячего батика. Используем именно парафин (белый), а не воск! Воск испортит вашу работу. Парафин можно брать из свечей. А еще, мне подарили медицинский большой кусок парафина (вроде им пользуются зубные техники) - прекрасен в работе!
     Горячим парафином можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, так как на застывший парафин краска не ложится. Ну или практически не ложится (по собственному опыту: если капельки краски застынут на парафине, при дальнейшем выпаривании они дадут оттенок)
     Парафин наносим или с помощью батик-штифта, но уже не стеклянного, а железного, разогретого (каким способом, зависит от самого приспособления: обычные от свечи, есть и работающие от сети). Схема нанесения рисунка та же, что и в первом случае, за одним исключением - парафин быстрее стынет. Так же, растопленный на паровой бане парафин можно наносить жесткой кистью (которую не жалко). При этом нанесенные контуры выходят толще. Прекрасно работает кисть в технике нанесения цвета от светлого к темному. Сначала парафином перекрывают самые светлые места рисунка, затем наносят более темный оттенок. Сушат, перекрывают парафином места, которые должны остаться в таком цвете и так далее до самого темного.
     Снимается парафин либо проглаживанием утюгом через белую бумагу, впитывающую его в себя... На мой взгляд, этот способ не совсем удобен: слишком много бумаги уходит, да и запах не очень. Есть еще один способ,который на первый взгляд может показаться  сложным, но на деле очень удобен.
     Берем высокую кастрюлю, в нее наливаем немного воды. На нее кладем полотенце (ткань), можно закрепить за ручки. Делаем из этой тканюшки ложбинку, в которую укладываем предварительно проложенную старыми газетами (новые могут оставить отпечатки букв) или белой бумагой, и сложенную в виде конвертика нашу расписанную ткань. Поверх полотенце (чтобы конденсат с крышки не попал на нашу ткань) и ставим кастрюлю на плиту. Водичка закипает и под действием пара парафин уходит из ткани в газету- там и остается! Обратите внимание, воды в кастрюле должно быть не много, чтобы при закипании пузырьки не намочили нашу ткань. Для этого же на дно можно положить ложку. После выпаривания ткань снова становится пластичной.

Дополнительные эффекты в батике

     Батик сам по себе вдохновляет и вызывает желание творить и фантазировать. Смешивая известные техники, можно получать интересные результаты. Дополнительные эффекты создают капли краски, на которые подули через соломинку. Эти капли можно превратить в причудливые деревья, кустарники и т.п. Так же сверху можно отпечатывать разнообразные фактуры тушью или акрилом. Интересные эффекты создает на влажной прокрашенной поверхности соль, а так же удобрение под названием мочевина. После высыхания на ткани образовываются причудливые узоры.





     Так же, можно добиться дополнительной фактуры в результате повторного покрытия парафином всей поверхности. Когда воск высохнет, ткань мнут руками, создавая трещины на поверхности парафина. Далее заливают темной краской образовавшиеся трещины. После чего парафин повторно выпаривают.





     Существуют техники, в которых можно обойтись без резерва. Например, техника свободной росписи. Она очень сходна с работой акварелью по мокрой бумаге. Проводится она в несколько этапов. Первый- это нанесение краски на влажную поверхность ткани с растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному. Хочу отметить, что именно растяжки (плавное перетекание одного цвета в другой) служат наиболее эффектной техникой выражения в батике, на которую, ИМХО, стоит делать акцент. Второй этап -нанесение изображения по слегка влажному - темным цветом крупными мазками. Далее можно по сухому проработать детали мелкими мазками.

     Так же, можно использовать технику монотипии, наиболее экспериментальную и непредсказуемую. На сухую поверхность поролоновой губкой в произвольном порядке наносится краска. Когда ткань немного подсохнет (станет слегка влажной), следует снять ее с рамы и заложить несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок. Такую технику можно использовать для создания фонов.

     Для этих же целей, а так же для создания интерьерных вещей хороша узелковая техника. С помощью ниток на ткани заматывают узелки, скручивают или накручивают ткань на палочку (на что хватит фантазии). Потом ткань окрашивают, сушат, снова доматывают еще ниток, прокрашивают и т.д. от светлого к темному. Так же, можно намотать сразу много узелков и прокрасить ткань отдельными участками. После того, как ткань высохнет, нитки удаляют. Никогда наверняка не известно, какой рисунок получится и это интригует.

     Батик великолепен в интерьерных работах, в росписи ткани для одежды. Он интересен как для взрослых работ, так и для детского творчества.

***     Мой опыт знакомства детей с батиком можно посмотреть  здесь 

Уверена, попробовав работать в этой технике однажды, вы полюбите ее навсегда!

Leave a Reply