Особенности художественной композиции (основы)


40 критически важных советов

по созданию композиции пейзажа


Часть I       Основы композиции и настоятельные рекомендации






1. Посмотрите на картину.



В пейзаже должен быть центр интереса – особенная заметная часть картины, выделенная с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть значимо. Окружающая область может быть чуть менее заметной.





Необходимо помнить, что центр интереса
Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и, если возможно, большим разнообразием красок 
 Выделяется некоторым контрастом света
 Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане
(предпочтительно=необязательно. Это все же советы, а не правила)
 Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица
(а вот это уже скорее правило, а не рекомендация)
 Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса
 Центр интереса не должен быть в центре картины.
Также, он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3
 Область, выбранная вами как центр интереса не должна быть изолированной от остальной части изображения 
 Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя

Вот примеры правильных композиций:




Бревна расположены на картине как указатели, в область выбранную художником





Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса







2. Возможно, Вам захочется включить в картину второй центр интереса. Позвольте предостеречь не делать этого, ведь есть  риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции




На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно






3. Не выталкивайте зрителя из картины. Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично- животные и люди должны оставаться в композиции


Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если Вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины


Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. Это ошибочно! На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки скольжения взгляда. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью - и тогда зритель последует взглядом за линией берега

4. Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю "неторопливо прогуляться" по вашему пейзажу



Например, вот этот поток - не очень удачной формы движения




Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно словно "проплыть"






Ошибочно 
Путь – прямая, а прямых линий следует избегать. Иначе, как в данном случае - воспринимается слишком быстро и резко






Так можно исправить положение


5. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено… В общем, чувствуйте себя свободно и не обремененными правилами



По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево. Однако, дождь льет в противоположном направлении






6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга



Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины



Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки






7. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Дайте повод для размышления и  стимулируйте воображение зрителя. Оставьте место небольшой тайне



Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию






8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости. Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:
 Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга
 Цвета расположенные вдали (на заднем фоне) обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы, тем теплее и насыщеннее выглядят цвета

На самом деле, не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план

 Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана
 Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон
 Смягчайте текстуру на объектах заднего плана.

Посмотрите на предыдущую картину. Здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе — светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части


 Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват




Туман – отличное средство для создания глубины






9. Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона - возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света




Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание




Лучше — контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче


Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область. Обдумывайте направление света изначально




10. Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если вы включите в композицию некоторую "зону отдыха", желательно перед центром интереса






Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра интереса







11. Если возможно, включите в картину и горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину


     Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия. Сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ.
     Линия дерева разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился ровный синий треугольник.





12. Когда вы изображаете движущиеся объекты, часто необходимо передать динамику через окружающие объекты

Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было передано через пыль. Также, ни одна из лошадей не висит в воздухе – такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине. То же самое с фотографией водопада: вода может застыть на снимке и иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя. Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики



13. Наиболее привычное для взгляда движение - слева направо. Не забывайте об этом, когда будете искать путь для движения взгляда вдоль реки, или дороги




14. Также, как и при чтении книги- ещё одно привычное направление — сверху вниз






❀ ❀ 

Leave a Reply