Мастер-класс по акварельной живописи



 «Выбор не ландшафта, а условий освещенности играет огромную роль. Пишите свет, а не ландшафт»

Джо Фрэнсис Доуден

     Картины этого мастера-художника впечатляют реалистичностью на столько, что поймав солнечный зайчик инстинктивно хочется щуриться!

     Давайте более детально рассмотрим его технику рисования акварелью на примере писания картины ручья в долине Латкилл. К тому же, сам художник с радостью раскрывает нам свои секреты в своем авторском мастер-классе:

«     Рисование пейзажа, подобного этому это не столько рисование ландшафта, сколько поиски вашего положения относительно этого ландшафта, поиски наилучшей точки и особенно поиски места относительно света. Я рисую в первую очередь свет, а потом уже ландшафт.
     Свет на Ваших картинах – где он в потоке времени?
     Свет предполагает не только место, но и время. Импрессионисты иногда рисовали всего небольшой промежуток времени. Например, Моне писал его тополя на реке Epte, работая одновременно на нескольких холстах в течение нескольких дней. Для каждого холста было определено специфическое время дня, чтобы уловить свет, присущий именно этому часу. Австралийский художник Ken Knight  продолжает эту традицию. В журнале International Artists размещена статья, в которой рассказывается о его методе работать одновременно на нескольких холстах в течение дня.

     Свет меняется каждое мгновение. Поведение света зависит от конкретного времени. В прошлом британские художники больше заботились о настроении и атмосфере. Подход импрессионистов был скорее более научным. Подход, показанный в этом уроке следует скорее влияниям французских импрессионистов, чем традиционных английских художников. Здесь очень мало настроения или атмосферы и совсем нет сентиментальности.
Оставляет ли такой подход что-либо для самовыражения художника? Да, и очень много! Это страстная интерпретация предмета – сверкающего света в ландшафте. Цвет, свет, очертания, формы, линии, структура поверхностей их взаимосвязи и комбинации воссоздаваемые на бумаге. Структура и рисунок света должны воспроизводиться очень отчетливо и ясно. Очень важно выделять свет, но не менее важно, не забывать тень!
     Свет падает на предметы в соответствии с положением сторон света и положения источника на небе. Контровой свет и солнечные блики меняются в соответствии с углом падающего света, а также сторонами света. Блики – отраженный свет, отбрасываемый тысячами предметов. И они далеко не всегда такие блестящие, как, например, листья. Солнце обладает достаточной мощью, чтобы превратить такие, казалось бы, матовые предметы, как дерево, камень, даже кирпичную стену в сверкающее зеркало. Для изображения отраженного света, мы используем белизну бумаги. Распределение этого света в соответствии со структурой является ключевым моментом.
 Другими словами рисуйте не свет, рисуйте то, что свет делает.
     Но почему бы не рисовать прямо свет? Солнечный свет – необыкновенно сильный и вы даже отдаленно не сможете его изобразить так ярко. В то же самое время человеческий мозг имеет определенные образы, связанные с визуализацией яркого света. Рисование этих образов, связанных в нашем мозгу с ярким светом и заставит зрителя поверить в реальность этого света. Этот белый будет казаться ярче, чем просто бумага. Знание того, как рисовать то, что делает свет подобно использованию коробки передач на двигателе автомобиля. Источник энергии тот же самый, но теперь вы можете сделать гораздо больше!

 И импровизируйте! 
     Пишите свет, а не ландшафт. Такой подход может показаться сложным, но я объясню, как это сделать. Когда вы смотрите на ландшафт, против  низко стоящего солнца, все вокруг оживает. Даже самый невзрачный вид сверкает и искрится полный жизни и энергии. Но обернитесь и вы увидите мертвый и скучный пейзаж. Ищите в первую очередь свет, а потом – вид.
     Верхняя часть долины Lathkill  - овраг с крутым склоном, поросший лесом, идущий с запада на восток. Это означает, что рано утром ручей, протекающий по дну оврага будет сверкать под солнцем. Можно было бы найти определенный угол, чтобы увидеть сверкающую воду, но в данном случае я предпочел найти точку, с которой бы было видно солнце, играющее на листьях. Блики появляются тогда, когда источник света расположен впереди, но за пределами картины и свет отражается от любой поверхности, расположенной под таким углом, под каким было бы расположено зеркало, чтобы пускать солнечные зайчики в глаза.Тысячи листьев действуют как маленькие зеркала, несмотря на то что их отражательные способности гораздо меньше.Все это благодаря исключительной силе солнца. Солнце превращает все вокруг в витрину ювелира.
     Некоторые листья становятся похожими на разноцветные стеклышки. Освещенные солнцем сзади, полупрозрачные, они становятся похожими на витраж, светясь красками. Цвета ярче и с более желтыми оттенками по сравнению с обычным цветом листьев.
     Часть листьев находится в тени. На этой картине около трех разных тонов тени. Яркие цвета сбалансированы тонами темных контуров и глубокими тенями. Это дает максимальное тоновое разнообразие.

 Используемые материалы: 

Краски:
  • кадмий лимонный
  • зеленое золото
  • жженая сиена
  • красный светлый
  • жженая умбра
  • голубовато-серый
  • французский ультрамарин
Кисти:
  • Щетина
  • Маленькие кисточки с тонким кончиком (№2 или 3)
  • Две соболиные кисточки (№4-8  и 10-12)

Маскирующая жидкость
Гумарабик
Перьевая ручка

 Рис.1
     Набросок. Пером маскируем листья, блики на деревьях и маленьких веточках - сверяйтесь с окончательным вариантом картины - маскируем все, что совершенно белое.
     Набрызгиваем несколько бликов с помощью зубной щетки.
 Рис.2 (и 3)

     Несколько бликов маскируем при помощи щетинной кисти. Очень аккуратно макаем кончик кисти в маскирующую жидкость и потом легко касаемся бумаги, чтобы внести некоторый беспорядок в аккуратные штрихи, сделанные ручкой.

 Рис. 3. 

 Рис.4 (и с 5 по 7-ой)
     Оторванная бумага послужит трафаретом для четких краев, когда начнем набрызгивать цвета. Сначала большой соболиной кисточкой № 10 или 12 набросайте воды и потом – краску. Делайте это постукивая кисточкой по тыльной стороне руки. Работайте снизу вверх для каждого нового ряда текстуры таким образом, чтобы капельки уменьшались в соответствии с перспективой. Проделайте это один раз и затем высушите все хорошенько.
     Цвета: желтый кадмий, зеленое золото и жженая сиена. Используйте очень много желтого 
 Рис. 5. 

     
 Рис. 6.
     На бумажке написано:
Ripped up papper J
(Оторванная бумажка J)

   
 Рис. 7.

 Рис.8 (и 9)
     Покрасьте стволы желто-зеленым. Когда просохнет, повторите разбрызгивание, добавив к смеси темных тонов.
     Я использовал французский ультрамарин и жженую сиену.
 Рис. 9.

  
 Рис. 10.     Когда картина просохнет, добавляем еще один слой разбрызгивания слегка более темного оттенка, прежде чем начать создавать действительно темные тона при помощи черного или серо-голубого с добавлением фтало-зеленого. Обязательно просушивайте перед каждым новым слоем.
Веточки на земле слева добавлены легкими касаниями кисти со светло-красным цветом. После того как просохнет, добавьте несколько штрихов черным.
 Рис. 11. (и 12.)
     Начинайте добавлять темные тона, комбинируя разбрызгивание и работу кистью. Рисуйте деревья и закрашивайте участки между листьями. Позвольте формам, получившимся в результате набрызгивания, направлять вас. Для темных тонов можно использовать французский ультрамарин и жженую сиену, фтало зеленый и серый пейнс. Или голубовато-серый.
     Существует довольно много способов добиться действительно темных тонов... Еще больше листьев появятся, когда мы удалим маскирующую жидкость. Зеленые  листья деревьев были нарисованы при помощи кисточки и фтало зеленого, а также темных оттенков с палитры. Тени обогащают оттенки зеленого в листве.
 Рис. 12.

  
 Рис. 13  (и 14.)
     Способом мокрым по мокрому добавьте немного очень темно-синего в самый низ картины, позвольте ему перемешаться со смесью французского ультрамарина и светло-красного. Просушите.
Кистью нанесите небольшое количество гумарабика на область воды, всего несколько штрихов, не покрывайте полностью. Потом увлажните бумагу и начинайте добавлять желтый.
 Рис. 14.

 Рис. 15  (16 и 17)
     Пока поверхность еще влажная, добавьте больше желтого, жженой сиены и зеленого фталевого раздельными вертикальными штрихами.
 Рис. 16.

  
 Рис. 17.

 Рис. 18.
     На этой стадии все выглядит довольно неряшливо, но пока не старайтесь быть аккуратными. Добавляйте цвета мокрым-по-мокрому. Если поверхность высохла, увлажните ее снова. Добавьте черного и серого для темных тонов. Эти темные горизонтальные штрихи представляют собой переплетение подводных теней. 

 Рис. 19.
     Цвета накладываются на влажную поверхность в той части, где отражается берег и протягиваются кисточкой в область под деревом, туда, где отражения берега нет. Таким образом, в той части, где отражается берег,  работаем мокрым-по мокрому, там, где отражается небо и несколько деревьев, работаем по-сухому.

 Рис. 20.
     Отражения закончены. Удаляем всю маскирующую жидкость. Светлые горизонтальные линии, показывающие свет на воде, были сделаны при помощи влажной кисти, которая сняла часть краски.
 Рис. 21.
     Касаемся слегка приглушенно-зеленым цветом с палитры некоторых блестящих листиков. Края стволов, которые были покрыты маскировочной жидкостью покрываем очень светлым лимонным кадмием, добавляя его на правую сторону стволов. 
 Рис. 22. Законченная картина! (Кликните по рисунку для увеличения)




     Далее:  изучайте технику рисования акварелью по мастер-классам Joe Francis Dowden на примере написания картины "Woodland"







     Основой для составления этого пособия послужили материалы с официального сайта художника:

Leave a Reply